Существуют ли вампиры? И откуда вообще взялась тема вампиризма?
О том, существуют ли вампиры, почему вера в вампиров распространена именно на Балканах и был ли вампиром Дракула, доктор филологических наук Татьяна Михайлова и кандидат филологических наук Михаил Одесский.
Материалы к программе:
1. Откуда вообще взялась тема вампиризма, где корни верований, согласно которым мертвец почему-то не находит покоя в могиле, но начинает по ночам приходить к людям и пить их кровь?
2. Почему вера в вампиров распространена именно на Балканах (шире – в Западной Украине, реже – в других славянских и балтийских регионах), но при этом, например, почти не встречается в Западной Европе?
3. Как был создан образ «идеального вампира» – Дракулы, есть ли у него, говоря условно, исторический прототип, почему автор знаменитого романа, Брем Стокер, взял имя валашского воеводы Влада Дракулы и перенес его в конец 19 века? Был ли вампиром сам исторический Дракула?
4. Почему такую роль в теме, в общем-то, достаточно банальной, теме воплощенных сил зла, против которых борется человек, играет именно кровь?
5. Почему тема вампиризма стала актуальна в последние годы, как изменился образ вампира литературного (и экранного) по сравнению с традицией фольклорной.
6. Существуют ли вампиры?
1. Известно, что вампиром становится тот, кого в свою очередь укусил другой вампир. Известно также, что вампиры не едят и не пьют, что их можно убить осиновым колом, что они боятся чеснока и бутонов роз, что их отпугивают крестом, что днем они спят в своей могиле, боятся солнечного света и т. п. Но «на самом деле» в народных верованиях вампиром становится далеко не только тот, кто сам погиб от укуса вампира. Так, вампирами становились дети, родившиеся в сорочке, пятый сын, если в семье были одни мальчики, а также - дети, родившиеся уже с зубами. Характер и образ жизни человека тоже могли привести к тому, что после смерти ему уже не удавалось спокойно лежать в могиле - вампирами становились люди сердитые и раздражительные, те, кто постоянно был чем-то озабочен, кто не отдавал вовремя долги и не исполнял обещанное. С другой стороны, по белорусским поверьям, вампирами становились все, кто при жизни нажил себе богатство, потому что, как полагали они, такому и после смерти все будет чего-то не хватать. Но основную опасность, конечно, таили в себе обстоятельства смерти будущего кандидата в вампиры и условия его погребения. Так, вампиром мог стать тот, кто просто умер ночью, тот, кто сам наложил на себя руки или замерз в поле. Вампиром часто становился убитый, как, впрочем, и его убийца. Вампиром становился и тот, кто сам умер от укуса вампира. Если же покойный просто умер в своей постели, он все равно мог стать вампиром, если, например, через его уже мертвое тело перепрыгнула кошка или перелетела курица: кошка или курица, предположительно, пытались схватить “душу” умершего, которая в виде крошечного существа покидала его тело. В последнем случае она уже не могла отправиться в Иной мир, а ее бывший владелец оказывался вынужденным скитаться по земле. Но даже похороненный по всем правилам покойник мог превратиться в вампира, если родные слишком горевали о нем, называли его имя, т. е. - звали его.
Поведение фольклорного вампира и его облик также не во всем совпадают с романтическим образом вампира литературного. В народных славянских верованиях вампир обычно предстает как существо огромного роста, либо - с огромным животом и головой. Южные славяне представляют его как огромный красный кожаный мешок, наполненный кровью, лишь в малой степени сохраняющий сходство со своим прежним человеческим обликом. Иногда считают, что у вампира вырастает хвост, длинные когти и огромные зубы. Под коленом у вампира отверстие, из которого вылетает душа. Глаза у него ярко красного цвета. Если раскрыть могилу предполагаемого вампира, то сразу бросится в глаза розовый цвет его лица, блестящие глаза и белые зубы. Вампир способен необычайно быстро бегать и даже - лететь низко над землей, не задевая ни травы, ни веток. Днем вампир обычно спит в своей могиле, однако, как считают, например, болгары, в течение долгих лет он “набирает силу”, становится больше похож на обычного человека, и дневное пребывание в могиле перестает быть для него необходимым. Тогда он обычно покидает родную деревню и под видом земного человека отправляется туда, где его никто не знает и не сможет разоблачить. Тогда он обычно имеет облик угрюмого и молчаливого человека, который никогда не смеется и отказывается от угощения и избегает открытого пространства, где станет заметно, что он не отбрасывает тени (согласно традиции литературно, вампир не отражается в зеркале).
2. Как объяснить, почему вера в вампиров распространена именно на Балканах. или, формулируя иначе – почему универсальный психологический феномен именно там принял такую форму? 1. просто балканские вампиры в 18 веке стали вдруг очень популярны и весь просвещенный мир узнал именно о них (на самом деле эти верования распространены гораздо шире), и 2. откуда вообще появился такой странный образ воплощенного зла? Напрашивается объяснение, что они просто действительно там и именно там были, а, например, в Дании их не было. В романе американского писателя Д.Симмонса “Дети ночи” дается совершенно новая попытка “рациональной” интерпретации феномена В., объясняющая локальность его распространения: это особое наследственное заболевание иммунной системы, при котором для поддержания жизни необходимы постоянные вливания свежей здоровой крови, причем если в результате брака двух таких “вампиров” рождаются дети, лишь 2 % из них окажутся носителями заболевания.
Но на самом деле тот факт, что вампиры были только на Балканах – это тоже не совсем так. Вера в вампиров распространена в основном в районе Балкан, однако варианты данных представлений встречаются и у других народов - на Сев. Кавказе, в Литве, в Лапландии, среди татар, украинцев, белорусов, народов Поволжья и др. Сходные поверья можно найти и у африканских народов, и на Дальнем Востоке, что в целом позволяет предположить существование некой универсальной комплексной мифологемы, отождествляющей кровь с жизненной силой и предполагающей возможность бытования человеческого тела (и рассудка) на границе между миром живых и миром умерших.
3. С конца XVII в. тема в. прочно проникает в литературу. Среди наиболее значительных текстов, написанных на эту тему, можно назвать “Коринфскую невесту” Гете (1797), поэму “Фалаба-разрушитель” Р.Саути (1801), повесть “Вампир” (1819), которую приписывают Байрону, но истинным автором которой был его спутник и врач Дж. Полидори, драму Шарля Нодье “Вампир” (1820), анонимные повести о Варни-вампире, выходившие в английских журналах в 1840-е годы, повести о сербских вампирах Проспера Мериме, роман Ш.Ле Фаню “Кармилла” (1872), В русской литературе тема в. воплотилась в первую очередь в повестях А. К. Толстого “Упырь” и “Семья вурдалака”, а также в анонимной мистификации - якобы переведенном с английского романе Барона Олшеври (= “больше ври”) “Вампиры” (1912). Однако, безусловное первенство в этом ряду занимает роман Брема Стокера “Дракула”, вышедший впервые в 1897 г.
Наверное, впервые именно Брем Стокер сделал вампира обаятельным и привлекательным сексуально. Предположительно, хотя он и много собирал фольклорный материал, и изучал историю своего героя Дракулы-воеводы, на него повлияла и история с Оскаром Уайльдом, в которого долгие годы была влюблена его жена Флоренс. Не случайно процесс над Оскаром Уайльдом был в 1896 г., а роман вышел в 1897. Стокер его ненавидел, и именно эта ненависть была толчком для создания поистине гениального романа, а все остальные его произведения оказываются просто за гранью того, что может называться литературой (данное мнение принадлежит только Т. Михайловой, и М. Одесским не разделяется).
4. Кто же был Дракула?
Назвать воеводу Влада Дракулу “прототипом” вампира графа Дракулы из романа Стокера в строгом смысле слова нельзя, однако отдельные фрагменты романа ясно свидетельствуют о том, что образ полумифического влашского господаря-садиста его автору был достаточно знаком. Это был реальный «господарь» Влахии, Влад III, прозванный за свою жестокость и, особенно, любовь сажать на кол – «Цепешем». Он в чем-то был героем, отличался боевой храбростью (как и Жиль де Рец, соратник Жанны Д’Арк, который затем прославился своими зверствами), он сражался с турками, сменил веру, т. е. стал католиком, чтобы занять трон. В 1476 г. Дракулано странным образом погиб в бою под Бухарестом от руки своих же собственных солдат: согласно легенде, они приняли его за турка. Именно этот человек, как пишет Брэм Стокер, и был владельцем таинственного замка в Карпатах, вампиром, который на самом деле не умер, но продолжал существовать, питаясь чужой кровью: “По-видимому, наш вампир был тем самым Воеводой Дракулой, который прославил свое имя в войне с турками из-за великой реки на границе с Турцией”.
1922 г. “Дракула” был экранизирован: немецкий режиссер Ф.Мурнау поставил по мотивам романа фильм “Носферату: симфония ужаса” (исп. роли графа Орлока-Шрек, в римейке Героцога - К. Кински), в 1931 г. в фильме Т. Броунинга “Дракула” образ вампира в развевающемся плаще был создан актером Белой Лугоши. В дальнейшем, кроме непосредственных экранизаций романа (Коппола, Крэвен и др.) получила распространение тема бессмертия и вечности Д. (намеченная отчасти уже в фильме Герцога, в котором сам Д. погибает, но его место тут же занимает герой романа - Джонатан Харкер).
5. Тема крови. Ср. в Ветхом Завете – идея «кровь=жизнь» (поэтому нельзя есть мясо, не выпустив из него кровь).
Тема крови, идея, кровь как средство продления молодости, была совершенно буквально воплощена в жизнь в Институте переливания крови. Инициатором этого начинания был философ А. Богданов – старым большевикам переливали кровь молодых комсомольцев, а тем – их, таким образом благородную партийную кровь получало поколение будущего, а старые партийные кадры физически омолаживались. Сам он умер в ходе 11-го переливания. Он, кстати, тоже писал романы о вампирах.
Питье крови часто входит и в разного рода сатанинские ритуалы. Вообще тема крови – очень сложная. Вспомним хотя бы Святое Причастие.
6. Тема актуальности вампиризма.
Видимо, в варианте финала у Герцога – новый поворот темы Дракулы – вампир это воплощение вечной мечты человечества о вечной жизни. Причем литературные вампиры быстро регенерируют, это не дряхлая старость, а вечная молодость, сохраняющая всю память, все знания, все эмоции, но лишь, пожалуй, ценой кулинарных наслаждений. Человечество постоянно накапливает информацию, но пусть так же постоянно растут и совершенствуются способы и формы ее сохранения, все равно делать какие-либо принципиально новые обобщения, видеть новые проблемы способен либо мозг гениальный, либо мозг, который достаточно долго работает в определенном направлении, а жизнь для этого часто слишком коротка.
7. Были ли вампиры на самом деле? О соотношении реального и энергетического вампиризма. Подробно.
Если нет, то может быть, толчком к этому мифу послужил так называемый энергетический вампиризм в двух его формах – «теплое общение» и «наслаждение злом» (случай Дракулы и многих других).
Кроме того, толчком к возникновению мифа о вампирах мог послужить тот факт, что раньше довольно часто имели место случаи погребения заживо. Очнувшись в гробу, человек от ужаса терял рассудок, потом как-то выбирался наружу и начинал мстить тем, кто его зарыл живым – т.е. в первую очередь своим близким. Это объяснение довольно распространено, но оно все равно не объясняет ни того, что вампиризм все-таки действительно имеет локальное распространение, ни того, почему «оживший мертвец» нападает именно таким изощренным способом – сосет кровь. Поэтому идея «энергетического вампиризма» кажется более продуктивной. Но, с другой стороны, трудно представить себе, что этот феномен принимает такие формы: ведь нельзя забывать о том, что вампир фольклорный – это страшное хтоническое существо, уже мало похожее на человека. И, опять-таки, это никак не объясняет локальности распространения мифа.
Наверное, так ставить вопрос вообще нельзя. В научном исследовании нельзя говорить о «вере», а даже если и сейчас в определенных регионах сохранилась вера в упырей, все равно серьезной верифицируемости существования объекта это не дает. Могут быть предложены лишь разного рода интерпретации, которые должны пройти проверку на истинность, т.е. ответить сразу на несколько вопросов – почему кровь, почему на Балканах и проч.
Библиография
Михайлова Т. Как распознать вампира//Итоги. 1997. 30 дек.
Одесский М. Миф о вампире и русская социал-демократия//Литературное обозрение. 1995. 3 (251).
Belford B. Dracula’s Secrets: The World of Bram Stoker. New-York, 1995.
Cazacu M. L’Histoire du Prince Dracula. Paris, 1996.
Coppola F. F., Hart J. V. Bram Stoker’s Dracula: The Film and the Legend. New-York, 1992.
Epaulard A. Vampirisme, necrophilie, necrosadisme, necrophagie. Lyon, 1901.
Florescu R., McNally R.T. Dracula: Prince of Many Faces. New-York, 1989.
Jones E. On the Nightmare. London, 1931.
Leatherdale C. The Origins of Dracula. London, 1987.
McNally R. T., Florescu R. In Search of Dracula: a True History of Dracula and the Vampire Legends. London, 1975.
Murgoci A. The Vampire in Roumania//Folklore. 1929. 40.
Perkowski J. L. The Darkling. A Treatise on Slavic Vampirism. Columbus, 1989.
Robbins R.H. The Encyclopedia of Witchcraft and Demonology. London, 1959
Twitchell J. Dreadful Pleasures: An Analysis of Modern Horror. Oxford; New-York, 1985.
Villeneuve R. Loups-Garous et Vampires. Paris, 1960.
Volta O. The Vampire: Myth or Reality? London, 1970.
Weissman J. Women and Vampires: Dracula as a Victorian novel//Midwest Quarterly 1977. №18.
Wolf L. A Dream of Dracula: In Search of the Living Dead. New-York, 1972.
Wolf L. The Annotated Dracula. New-York, 1975.